Скрип тормозов испортит удовольствие от поездки любому водителю и станет сигналом о проблемах либо в тормозной системе, либо в элементах подвески.
Неприятные звуки, которые может издавать тормозная система, чаще всего связаны с некорректной работой ее элементов. Например, в случае с дисковыми тормозами существует, как минимум, восемь деталей, которые могут заставить тормоза скрипеть, свистеть или скрежетать.
В большинстве случаев речь идет о резонансе, который происходит в момент, когда колодки зажимают тормозной диск. Из-за высокой скорости вращения и неравномерного износа пары тормозной диск/барабан — колодка возникают вибрации, которые воспринимается человеческим ухом как скрип или писк. При этом не всегда такие раздражающие звуки являются признаком поломки.
Если скрип наблюдается на новом автомобиле или авто со свежезамененными элементами тормозной системы, речь, скорее всего, идет о естественной притирке элементов. В большинстве случаев такие раздражители исчезают сами собой после грамотной обкатки автомобиля. Причем достаточно часто скрип провоцируют сами обладатели новеньких машин, не удосуживающиеся «обкатать» тормозную систему должным образом.
Новые тормозные колодки, диски и барабаны не должны перегружаться в течение первых нескольких сотен километров, чтобы детали идеальным образом притерлись.
При агрессивной же езде с высокими скоростями, резкими стартами и экстренными торможениями велика вероятность неравномерного износа фрикционных поверхностей и, как следствие, возникновения скрипов и визгов.
В ходе работы тормозная система загрязняется — на ее элементах оседает тормозная пыль. Ситуацию усугубляют также дорожная грязь и реагенты, битум и другие маслянистые вещества натурального происхождения. В результате на поверхности тормозных дисков образуются канавки, борозды и другие неровности.
Отдельная история — с ржавчиной на тормозных дисках. Такое происходит, как правило, с машинами, на которых долгое время не ездили, и на элементах тормозной системы запустился процесс коррозии. Последняя повышает амплитуду колебаний, что нередко приводит к скрипу.
Во всех случаях эксперты рекомендуют провести очистку тормозных механизмов. Как минимум, тормоза следует тщательно промыть на мойке. Как максимум — воспользоваться очистителями тормозов.
Такие химикаты используют для очистки автомобильных дисков, тормозов, элементов тормозной системы и других металлических поверхностей. Оптимально применять такие средства два раза в год, осенью и весной, совмещая эту процедуру с сезонной сменой резины.
Когда скрип возникает после замены отработавших свое деталей тормозной системы, виновниками, с большой степенью вероятности, становятся некачественные «расходники». Причем нередко дешевые колодки начинают скрипеть не сразу после установки, а через несколько тысяч километров пробега.
Чтобы минимизировать такие риски, рекомендуется выбирать новые «расходники», и, прежде всего, тормозные колодки, из списка, рекомендованного автопроизводителем. Бюджетные колодки «No name» начнут с большой степенью вероятности шуметь и к тому же активно истачивать тормозной диск, поскольку в состав фрикционной смеси здесь, как правило, входит слишком много железной стружки.
Не менее важно обеспечить совместимость материалов, из которых изготовлены колодки и диски. В противном случае фрикционный слой колодок может начать «конфликтовать» с металлом тормозного диска. Верный рецепт — брать комплект от одного и того же авторитетного производителя.
Качественные колодки оснащают индикаторами износа, так называемыми «скрипунами», которые выглядят как небольшие стальные пластины. Когда фрикционный слой колодок изнашивается, «скрипуны» соприкасаются с диском, создавая характерный скрежет, чтобы привлечь внимание водителя.
Однако даже если колодки не сточены «в ноль», скрипы и биение диска могут возникать, например, из-за неровности диска, возникшей из-за перегрева и последующего резкого охлаждения. Обычно такое происходит зимой, когда водитель проезжает по глубокой луже, и вода попадает на разогретые тормозные механизмы.
Наконец, причиной скрипов нередко становятся изношенные тормозной диск или барабан. Речь может идти об уже упомянутых волнах, а также задирах, рисках и трещинах. Если же диск почти полностью выработался и стал слишком тонким, он может начать растрескиваться. Мало того, что такой диск может скрипеть, он может и вовсе разваливаться при торможении.
Нередко скрип возникает после того, как колодки меняют не в паре с дисками. Новый комплект колодок в таком случае может, по крайней мере, первое время провоцировать скрежет, взаимодействуя с не идеально ровными дисками или барабанами.
Частично эту проблему могут решить специальные противоскрипные пластины, которые устанавливаются между тормозным поршнем и колодкой для их более плотного и ровного прилегания. Для наилучшего результата между колодкой и пластиной при этом наносится специальная смазка. В случае с задними тормозными барабанами нередко помогает их проточка на токарном станке.
Также при замене колодок нужно убедиться, что тормозные механизмы не подклинивают — диск должен свободно вращаться и не зажиматься колодками при отпущенной педали тормоза. Необходимо следить и за тем, чтобы смазка не попала на рабочую поверхность колодок и убедиться, что нет течи тормозной жидкости. К сожалению, проверкой всех этих нюансов нередко пренебрегают.
Возникновение скрипов в тормозной системе могут вызывать и такие неочевидные моменты, как перетянутые болты колесных дисков, тормозных скоб, тормозных дисков и даже амортизаторов. Такой крепеж «с запасом» в итоге выливается в вибрации, а те, в свою очередь, провоцируют скрип тормозов.
Еще одна трудно выявляемая причина — износ подшипников ступицы колеса. А именно — когда подшипник начинает люфтить и разогревать ступицу, тепло от последней может передаваться на тормозной суппорт, диск и колодки. Отсюда — характерный писк, причину которого удается выявить, увы, далеко не сразу.
Наконец, у не новых машин появлению скрипа могут способствовать изношенные элементы подвески и рулевого управления. Главные виновники здесь — рулевые тяги, шаровые опоры, сайлентблоки, стойки стабилизатора или амортизационные стойки.
Еще одна косвенная причина — нарушение кузовной геометрии. Стоит вспомнить, не побывал ли автомобиль в ДТП. Даже неподходящие или поврежденные колесные диски влияют на уровень вибраций тормозного узла и могут способствовать появлению шума.
Конечно, радикальным методом борьбы со скрипами будет замена тормозных дисков вместе с колодками, причем на комплект от одного производителя. Однако это требует значительных финансовых вложений. Поэтому на сервисах, практикуют, к примеру, такой доступный метод, как пропилы фрикционной части колодок.
Последняя разделяется на несколько отдельных частей прорезями. С той же целью на рабочих поверхностях колодок формируют скосы. После проведения таких процедур вибрации минимизируются, и неприятный скрип, как правило, уходит или снижается до минимума.
Еще одно «лечебное» средство — установка уже упомянутых противоскрипных накладок, которые также называются балансировочными. Их задача — перераспределить усилие от тормозного поршня по всей поверхности колодки. В некоторых случаях с той же целью применяют различные скобы.
Кроме того, следует регулярно обрабатывать тыльные, и, соответственно, не рабочие, стороны колодок противошумными смазками. Причем, такая обработка не только предотвратит скрип, но и решит проблему закисания в суппорте, которая также проявляет себя скрипом тормозов.
Таким образом, чтобы избежать досаждающих скрипов, скрежета и визгов при торможении, необходимо, прежде всего, следить за состоянием не только тормозной системы, но и элементов подвески и рулевого управления. Также следует выбирать исключительно качественные компоненты тормозной системы и регулярно применять очищающие и смазывающие составы.