Правильный выбор резины для автомобиля перед наступлением холодов — залог безопасных поездок в любую погоду. Какие покрышки оптимальны для осенних дорог?
Сроки смены и выбор резины с наилучшими характеристиками — извечная дилемма для автомобилистов в межсезонье. Ведь от того, на каких шинах ваша машина внезапно окажется на обледеневшей дороге по пути на работу рано утром или с работы поздно вечером, может зависеть вероятность попадания в ДТП.
А с учетом ранней или наоборот поздней переобувки кто-то из автомобилистов запросто может ездить уже в сентябре на зимних колесах или в ноябре на почти лысых, отслуживших свое летних. Расскажем, как ведут себя разные виды покрышек осенью и какие из них наиболее предпочтительны в этот период.
В центральной части России в осенние месяцы, как правило, устанавливается достаточно теплая погода. По прогнозам, составленным на основе статистики за 15 лет, среднесуточная температура до второй половины октября может превышать +5°С. Как правило, начиная с середины ноября, температура в ночное время опускается до минусовых и до нулевых в дневное.
В 2024 году сентябрь выдался сухим и аномально жарким. Температура в столице то и дело стремилась побить столетние рекорды. Впрочем, уже в ближайшую неделю-две все может вернуться к нормальным для этого времени года показателям. Согласно прогнозам, октябрь ожидается дождливым, но без резких похолоданий и заморозков.
Любой водитель знает, что летняя резина с наступлением холодов становится жестче и перестаёт работать как надо, не обеспечивая достаточного коэффициента сцепления с асфальтовым покрытием. Иными словами, шины «дубеют» и хуже держат дорогу. При том, что производители называют критической температурой для смены летних покрышек +7°С, это значение не является пороговым для свойств используемой в них резиновой смеси.
Тесты показывают, что даже при нуле и незначительном минусе летние шины тормозят лучше, чем фрикционные зимние. На холоде летняя резина зачастую ведет себя хуже только в первые минуты после старта, но быстро прогреваясь при движении, она справляется с маневрированием и торможением. Однако все выше сказанное для летних шин справедливо только на сухом асфальте. Если под колесами снег или тонкий слой наледи, такая резина оказывается абсолютно бесполезной.
С точностью до наоборот выглядит использование зимних шин при околонулевых температурах. У таких покрышек более мягкая резина, чтобы не дубеть на морозе. Кроме того, зимние шины как правило уже летних. Таким образом, на асфальте из-за мягкости и более высокого протектора они демонстрируют больший увод в повороте. Да и из-за меньшего пятна контакта на сухом и мокром асфальте на колесо с зимней шиной сложнее передать ту же нагрузку в поворотах и при торможении.
Экспертные тесты подтверждают, что зимние шины значительно хуже тормозят на сухом асфальте и при легком минусе, и тем более при плюсе. Даже при −5°С зимние покрышки останавливают авто хуже летних. При +4°С их тормозной путь примерно на 10 м больше, чем у летних шин, а при +11°С он вырастает еще сильнее. Зимние шины имеют преимущество в торможении и управлении автомобилем только в том случае, если дорога покрыта снегом и льдом.
Опираясь на результаты шинных тестов и мнения экспертов, можно с уверенностью утверждать, что летние покрышки являются наиболее оптимальным и безопасным вариантом обуви для автомобиля в осенний период. Но только до тех пор, пока асфальт не станет мокрым и не начнет покрываться наледью. Впрочем, можно не отслеживать состояние дорожного полотна, а отправиться на шиномонтаж для сезонной переобувки, когда среднесуточная температура упадет ниже +3−5°С.