Каждый год конструкция автомобилей усложняется, в них становится все больше электроники. Поэтому простая для многих автолюбителей процедура, которая раньше не вызывала сложностей, сегодня может обернуться проблемой. И если машина глохнет при снятии клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ), с этим нужно обязательно разбираться.
Многие водители годами проверяли заряд аккумулятора, просто отсоединяя его от системы при заведенном двигателе. Если все работало — генератор дает зарядку. Однако подобная процедура в наше время чревата серьезными поломками, так как вызывает скачок напряжения в сети автомобиля. Но автолюбители старой закалки не всегда знают об этом и продолжают поступать по старинке. В статье подробно разберем, чем грозит ситуация, когда глохнет машина при снятии клеммы, почему так происходит и что с этим можно сделать.
Клеммами называют разновидность зажима, обеспечивающего прочное соединение разных частей электропроводки между собой или на источнике питания. Если речь идет об устройстве автомобиля, то обычно имеют в виду наконечники двух силовых проводов, присоединяющихся к аккумулятору. Один из проводов — плюс, другой — минус. Они бывают разных форм и производятся из определенного набора металлов и сплавов.
Существует четыре основных типа аккумуляторных клемм:
Важно следить за тем, чтобы форма клемм подходила к батарее, тогда они будут надежно сохранять контакт и не выскакивать при вибрации.
Практически каждый автомобилист сталкивался с ситуацией, когда требовалось снять клеммы с АКБ машины. Перечислим самые распространенные из них.
С такой ситуацией сталкивались многие автомобилисты. Владельцы машин со старыми или неожиданно разрядившимися аккумуляторами нередко обращаются с подобной просьбой. Особенно в зимнее время.
В таких случаях используют два толстых провода с зажимами-крокодилами. Ими соединяют севшую батарею и силовые провода работающего двигателя. После этого владелец исправной АКБ заводит свою машину, которая станет источником электричества для второго автомобиля. Некоторые автолюбители отсоединяют клеммы от своего аккумулятора, считая, что могут повредить его во время «прикуривания». Если при этом двигатель не глохнет — идет зарядка неудачливого соседа. Но иногда после этой процедуры помощь может понадобиться обоим.
Схожая ситуация, вот только ни у одного из ее участников нет стартовых проводов. Тогда заряженную батарею с одного автомобиля ставят на другой и пытаются его завести с новой АКБ. Неприятности могут произойти в двух случаях.
В первом варианте владелец хорошей батареи боится, что она разрядится и он не сумеет потом завести машину. Тогда он сначала запускает двигатель своего автомобиля, после чего снимает АКБ. Исход таких действий уже известен: двигатель будет работать или машина заглохнет.
Во втором варианте машину с севшим аккумулятором успешно заводят. Однако взятую взаймы батарею нужно вернуть владельцу. При этом двигатель должен оставаться запущенным, чтобы начать зарядку «родной» АКБ. Вот тогда автовладелец скидывает клеммы, чтобы поставить ее на место. В этот момент все усилия могут закончиться новой поломкой.
Так советовали делать механики много лет назад. Проверка здесь довольно простая: если во время работы двигателя отключить клемму от аккумулятора и машина продолжает функционировать, то генератор работает исправно. В этом случае вся автомобильная электроника получает энергию от генератора. Если двигатель заглохнет, то это указывает на неисправность узла.
Проблема в том, что такой методике много лет, и сегодня она нигде не применяется. Кроме того, по глохнущему двигателю при снятии клеммы нельзя точно сказать, виноват в этом неисправный генератор или есть другие причины.
Никогда не проверяйте работу генератора сдергиванием клемм с аккумулятора. Это очень опасно. Вообще лучше держаться подальше от клемм. На многих современных машинах даже процедуру замены аккумулятора указывают в инструкции. А проверить зарядку проще всего обычным мультиметром. После запуска двигателя и подключения фар или печки напряжение не должно падать ниже 14 В, если падает — нужно разбираться.
Иногда автомобилист может плохо затянуть болты клеммы аккумулятора, или по какой-то причине открутится силовой провод. Тогда клемма может просто слететь при толчке во время движения, что приводит к тем же последствиям — автомобиль заглохнет или продолжит работать исключительно на генераторе.
Корень проблемы кроется в том, что при снятии клеммы с аккумулятора генератор кратковременно выдает очень большое напряжение. На автомобилях разных марок и годов выпуска это сказывается крайне индивидуально. Если машина глохнет при снятии клеммы, причин может быть несколько. Каждая из них требует внимания.
В современных автомобилях используется огромное количество электроники, которая крайне чувствительна к скачкам напряжения. При запущенном двигателе генератор обеспечивает ее работу, давая ток нужной силы и напряжения. Если в этот момент снять клемму с АКБ, потребление энергии падает, что приводит к резкому скачку. При рабочем напряжении в 12 В пик скачка может быть 40—120 В, что крайне опасно.
В самом генераторе есть узлы, отвечающие за регулировку уровня напряжения. Но им нужно какое-то время для сглаживания скачка. Нередко его не хватает, что приводит к повреждению хрупкой электроники. Поэтому на многих современных автомобилях стоит специальная защита, которая останавливает двигатель, если пропадает контакт с клеммами аккумулятора. Когда автомобиль глохнет, это может быть одной из причин.
Если реле в генераторе не сработало, а электронный вариант защиты на автомобиле еще не стоит (многие старые модели), второй линией выступают предохранители. Они могут перегореть при скачке напряжения, тем самым отключив генератор и сохранив электроприборы.
Автомобильный генератор под капотом оранжевой машины крупным планом
Двигатель может останавливаться из-за проблем с генераторомИсточник: Freepik
Стандартной причиной остановки двигателя может быть неполадка в генераторе, когда узел не вырабатывает электричество. Именно это раньше автомобилисты и пытались проверить, снимая клемму с АКБ.
Однако и сама процедура может привести к проблеме с генератором. Более старые автомобили не боялись перепада напряжения из-за своей конструкции, потому что стояло механическое реле. Но сегодня это устройство стало более чувствительным к нагрузке. В результате скачка может выгореть диодный мост или реле — регулятор напряжения. В итоге понадобится ремонт.
Еще одна серьезная проблема — современная электроника. Когда ни один уровень защиты не сумел остановить высокое напряжение, может пострадать одна из микросхем. Довольно часто выходит из строя электронный блок управления двигателем. Может перегореть что-то в охранной системе автомобиля, и она заблокирует возможность передвижения.
В такой ситуации точно выявить неисправность в компьютере авто или его электронике сможет только специалист на диагностике.
Разберем, что советуют опытные автомобилисты, если двигатель все же перестал работать при снятии клеммы.
Разберемся, как же осуществить нужное действие и при этом не навредить автомобилю. Важно напомнить, что такие советы применимы к моделям с минимумом электроники.
Важно запомнить, что на современных автомобилях даже с применением всех предосторожностей снятие клемм АКБ на работающем двигателе — большой риск. Помимо всего прочего, при этом сбросятся все настройки на электронных устройствах.
Снимать клемму с аккумулятора при работающем двигателе современного автомобиля не стоит. АКБ обеспечивает постоянную нагрузку и выравнивает скачки напряжения, которые бывают при работе генератора. Если при включенном зажигании и на работающем моторе батарею отключить, то выход из строя элементов электронного управления автомобилем в такой момент практически гарантирован. Чтобы избежать серьезных проблем, снимать клеммы с АКБ необходимо на заглушенном двигателе и при выключенном зажигании.
Специалисты советуют решать проблему разряженных аккумуляторов исключительно при помощи стартовых проводов. Снимать для этого клемму точно не стоит. А чтобы не возникало ситуации, когда нужна помощь с запуском автомобиля, важно следить за уровнем заряда аккумулятора и сроком его эксплуатации. Новая батарея, скорее всего, обойдется дешевле, чем дорогостоящий ремонт электроники.
Подведем итоги статьи и перечислим самые важные пункты: