Мошенники используют новые способы обмана автомобилистов на дорогах. В ход идут подставные ДТП, фишинговые сайты и даже обыкновенный шантаж. Что это за схемы автоподстав и как от них защититься?
Самый распространенный вариант подстав на дорогах связан с имитацией небольшого столкновения. Аферисты используют для преступных действий дорогой премиальный автомобиль с разбитым зеркалом или с поцарапанным и помятым бампером, а также мягкий теннисный мячик. Действие преступного спектакля разворачивается на скоростных автомагистралях. Работают подставщики на двух машинах. Сначала они ищут «жертву». Чаще всего это женщины, старики или одинокие законопослушные водители.
Затем первая машина подрезает «жертву», заставляя ее маневрировать и уходить от столкновения, а другая находится в непросматриваемой зоне и ждет, когда автомобиль будет быстро уходить в сторону. В это время происходит имитация столкновения. Преступники бросают в борт машины резиновый мячик, который порождает глухой звук. Водитель слышит стук, видит, как соседняя машина сигналит фарами, и останавливается.
Как только законопослушный водитель паркуется на обочине, мошенники останавливаются рядом и рассказывают ему о том, что тот спровоцировал ДТП и сознательно пытался скрыться с места аварии. Водителю демонстрируют помятый бампер или отломанное зеркало. Для убедительности они имитируют звонок в ГИБДД, где «оперативный дежурный» грозит «жертве» лишением прав и советует решить вопрос на месте.
После небольшого шантажа преступники раскрывают интернет-каталоги и показывают, сколько стоит оторванное зеркало или замена бампера. Как правило, подобный развод стоит «жертве» 120−150 тысяч рублей.
Чтобы не оказаться «жертвой» автоподставщиков, необходимо не терять выдержки. Нельзя верить мошенникам на слово и доверять гражданам, которые по телефону представляются полицейскими. Лучше всего запереться в машине, сфотографировать мошенников, а также их автомобиль и самостоятельно вызвать инспекторов ГИБДД. На вопрос дежурного ГИБДД, почему участники дорожного происшествия не хотят оформить европротокол, необходимо ответить, что есть подозрения в автоподставе.
Мошеннические схемы существуют двух типов. Первые рассчитаны на простых граждан, а другие на страховые компании. Если в первом случае достаточно обмануть и запугать «жертву», то во втором потребуется не просто имитация ДТП, а полноценное столкновение, да еще и с минимальным риском для транспортного средства мошенников.
Мошенники на дорогой иномарке выбирают удобную улицу с перекрестком, где есть круговое движение. Затем они присматривают для себя потенциальную жертву и «ведут» ее по всему маршруту, ожидая выезда на круг. Приоритет отдается неуверенным водителям, которые плохо ориентируются по зеркалам. В поле зрения преступников попадают и машины такси, водители которых не отличаются большим мастерством управления и часто предпринимают рискованные маневры.
В процессе слежки подставщики по регистрационному знаку и по компьютерным базам успевают проверить автомобиль на наличие страхового полиса ОСАГО.
На круговом перекрестке преступники двигаются перед «жертвой» и в момент, когда водитель сзади отвлекается, они предпринимают торможение двигателем без срабатывания стоп-сигналов и провоцируют столкновение. «Жертва» бьет их сзади.
Затем оформляется европротокол и отправляется запрос на ремонт в страховую компанию. Причем стоимость ремонта рассчитывается по официальным каталогам и может завышаться. Вырученные деньги подставщики забирают себе, а машину восстанавливают за счет старых деталей. Затем мошенническая схема повторяется еще несколько раз, после чего машина продается.
В этих ситуациях необходимо быть очень внимательным на круговых перекрестках, не превышать скорость, держать дистанцию, следить за тормозящими машинами, и по возможности проезжать перекресток по крайней правой полосе, исключая перестроения.
Еще один способ обмана автомобилистов связан с платными дорогами. Для обмана водителей используются так называемые фишинговые сайты и система рассылки СМС-уведомлений. Мошенники отслеживают автомобили, которые заезжают на платные участки трасс, узнают по регистрационным номерам телефоны владельцев транспортных средств и присылают уведомления «о необходимости оплатить проезд».
В СМС находится ссылка на поддельный фишинговый сайт с указанием счета мошенников. Этот сайт полностью имитирует ресурсы оператора платных дорог, за исключением нескольких букв в адресе. При переводе денег через фишинговый сайт с карточки автомобилиста снимаются деньги, причем сумма может быть больше, чем обычная плата за проезд по автомагистрали.
Чтобы не попасться в сети мошенников, необходимо игнорировать присылаемые СМС с незнакомых номеров и проверять сайты, на которые дается ссылка. Лучше всего оплачивать проезд карточкой на терминалах при выезде с магистрали или с помощью электронного транспондера, который может работать на всех платных магистралях России.