С маневрами опережения и обгона большинство водителей сталкиваются каждый день, так что досконально знать правила ПДД относительно обгона просто необходимо. Сегодня разбираем: в каких ситуациях запрещается обгонять, что такое «двойной» обгон по ПДД, и за что можно получить суровые штрафы, а то и вовсе лишиться прав?
Помимо того, что обгонять нельзя: на регулируемых перекрестках; на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге, пешеходных переходах, ж/д переездах и ближе чем за 100 метров перед ними, мостах и тоннелях, а также в конце подъема и на опасных поворотах. Запреты обгона в определенных дорожных ситуациях изложены в пунктах ПДД 11.1 и 11.2.
ПДД 11.1 объясняет, какими должны быть безопасные условия для обгона, устанавливая, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Пункт 11.2 определяет список ситуаций, в которых обгон совершать запрещается.
Водителю нельзя обгонять, если:
Запомним важное условие в 1 пункте списка — запрещается выполнять обгон, если ТС впереди уже обгоняет другое ТС или объезжает препятствие — и разберем подробнее.
Многим знакома дорожная ситуация, когда обгоняющее ТС движется по встречной полосе, а его в этот момент обгоняет другое авто «третьим рядом». Этот опасный маневр и называют «двойным» обгоном». Несмотря на то, что в ПДД само понятие «двойного» обгона не найти, запрет трактуется весьма однозначно, так как такие действия прямо подпадают под нарушение пункта 11.2, запрещающего обгонять, если ТС впереди уже производит обгон или объезд.
С двойным обгоном разобрались, но есть еще так называемый обгон «паровозиком». Что это такое и запрещают ли маневр ПДД?
Формулировка ПДД 11.2 о том, что водителю нельзя обгонять, если ТС впереди уже производит обгон или объезд препятствия, касается и другой дорожной ситуации — когда водитель выезжает на встречную полосу вслед за ТС, начавшим маневр обгона, и обгоняет другое авто вместе с ним. Такие действия можно часто наблюдать на двухполосных дорогах за городом: наверняка вы не раз видели, как при освобождении встречной полосы медленный грузовик или междугородний автобус начинает обгонять целая цепочка авто. Это и есть обгон «паровозиком», и он тоже запрещен ввиду однозначной опасности.
Во время такого маневра водитель, который выезжает на встречную полосу вслед за другим обгоняющим авто ограничен и в обзоре, и в действиях — он ставит под угрозу и себя, и обгоняющее ТС. Ведь если водитель впереди поймет, что не успевает завершить обгон, ему нужно снизить скорость и вернуться в свою полосу, но как сделать это безопасно, если «на хвосте» у него другое авто? Вместе с тем в опасности оказывается и «хвост» паровозика: если первое ТС завершит обгон впритык, водитель в хвосте окажется лоб в лоб с машиной на встречной полосе, что ежегодно приводит к большому количеству тяжелых ДТП.
Наказание суровое. «Двойной» обгон и обгон «паровозиком» квалифицируются по 4 части статьи 12.15 КоАП, гласящей, что «выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, не связанный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия» влечет наложение штрафа в размере 5 000 ₽ или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.